Курсы валют

Невозможно получить данные

Археолог Тамара Пушкина о судьбе Гнездовских курганов

Известный археолог, доцент МГУ Тамара Пушкина рассказала «АиФ - Смоленск» о том, как наш город изменился за последние 50 лет и что нужно для того, чтобы наконец включить Гнездово в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Тамара Анатольевна, когда вы узнали о Гнездове и когда впервые туда попали?

- Впервые о Гнездове я услышала на студенческой скамье от моего научного руководителя, известного археолога, первого серьезного исследователя Гнездовских курганов Данилы Антоновича Авдусина. Я приехала к нему на раскопки в Смоленск, и в выходные он повез нас, студентов, показывать Гнездово. Потом постепенно и сама очень увлеклась этим удивительным местом.

- Какое впечатление оно произвело на вас тогда?

- До того момента я почти не видела археологических памятников, и Гнездово произвело на меня огромнейшее впечатление. Все, что я видела в Подмосковье, было гораздо меньшего масштаба, а здесь огромное количество курганов, которые так живописно расположены. Данила Антонович много рассказывал о том, что там было найдено. Он был прекрасным рассказчиком. Все это сыграло свою роль. Пока я была студенткой, четыре года ездила на раскопки в сам Смоленск, мы проводили раскопки на улице Соболева. Каждый год Данила Антонович обязательно ездил с нами в Гнездово. Неделю проводили на раскопе, а в выходные ехали на курганы. Мы просто гуляли по лесу и рассматривали древние курганы, а он рассказывал нам о тех удивительных тайнах, которые они скрывают. Когда я закончила университет и стала аспиранткой, начала ездить сюда в качестве руководителя определенного участка раскопок. Гнездово стало темой моего научного исследования и остается таковым до сих пор.

- Можете вы вспомнить свою первую археологическую находку?

- Моя первая находка – не гнездовская, однако она напрямую связана со Смоленском. Это берестяная грамота, которую я нашла во время раскопок на улице Соболева. Уже не помню точно, что там было написано, кажется, следовало перечисление имен... Это был всего лишь обрывок, небольшой кусочек, датируемый XIII веком. Но меня сразу захлестнуло необыкновенное чувство. Тогда я спросила своего научного руководителя: что это? Он сказал, что это берестяная грамота. В тот момент меня охватил необыкновенный душевный подъем.

- Сколько же лет вы регулярно приезжаете в Смоленск?

- В первый раз студенткой я приехала сюда в 1966 году, с тех пор прошло 46 лет, почти полвека. Я очень привыкла к Смоленску и Гнездову и полюбила эти места. Мне кажется, что я неплохо знаю здешнюю историю, для меня все это не чужое. Я вижу, как изменяется город, как меняется само Гнездово. Что-то становится лучше, что-то хуже, но все происходит на моих глазах.

- Сложно ли археологам работать в Смоленске и почему?

- Археологам работать сложно всегда, если тот или иной памятник находится на территории населенного пункта, на той территории, где идет активная хозяйственная деятельность. С одной стороны, если люди живут, то они должны стремиться улучшать свои жилищные условия, значит, нужно строить. С другой стороны, нужно сохранять культурное наследие, культурный слой Смоленска, который хранит в себе не просто историю города, но и историю столицы древнерусского княжества, часть истории Руси. Эту историю нужно сохранить, но в то же время нужно строить новые здания. Перед началом очередного строительства участок сперва нужно как полагается исследовать, но на это необходимо время. Времени у строителей зачастую не хватает, и они нас постоянно торопят, потому что им надо в срок сдавать объект. Получается, что из нашей истории вырываем и выбрасываем кусок. Мы уже не узнаем, что было когда-то на этом клочке земли в Смоленске. Была ли здесь улица, какие-то усадьбы или мастерские. Как совместить цивилизацию и историю, до сих пор неясно.

- Интересуются ли вашей работой смоленские власти?

- Наверное, да... Однажды, лет шесть или больше назад, на экскурсию приезжал один из представителей смоленской областной администрации, к сожалению, не помню его фамилии... Приехал в сопровождении охраны, пробежался мимо нас по краю раскопа, мы ему что-то рассказывали... Он в это время рассматривал красоты природы вокруг... Потом уехал, и все. Это было единственный раз. Несколько раз приезжала Людмила Анатольевна Жук, работавшая тогда в управлении культуры. Она была и на раскопках, и в экспедиции на базе. В ней чувствовались очевидное внимание и интерес. И сейчас порой управление культуры тоже к нам наведывается, но высокому начальству не до нас.

- Чем ознаменовался нынешний полевой сезон, что интересного нашли?

- Каждый сезон по-своему интересен, но ожидать сенсаций ежегодно не приходится. Этот год мы закончили без них. Спокойный режим работы, ожидаемые результаты. Разобрались в последовательности образования каких-то культурных слоев, в том, какие постройки были в Х веке на этих участках, пополнили коллекцию предметов. Теперь можем спокойно заняться обработкой накопленной информации.

- Как вы оцениваете проведение в Смоленске крупной геоархеологической конференции?

- Это замечательно. Наконец конференции в Смоленске перестали быт местечковыми. Здесь собрались ученые почти со всего света, они подготовили много интереснейших докладов. Все доклады мы обсуждали, это было не простое времяпрепровождение, а настоящая работа. Многие в Смоленске были впервые, они осмотрели город, ознакомились с археологическим объектом, на котором ведутся комплексные исследования. Мы провели две экскурсии, во время которых обсуждали те самые проблемы, которые затрагивались в докладах. Вот, например, сделан срез. Какие слои и как их нужно понимать - обсуждалось на месте. Рассматривать все это на конкретном примере очень важно. Здесь возникают разные точки зрения, постоянно ведутся дискуссии. Рассмотренные нами Гнездово и Сертейка (крупный археологический комплекс в Велижском районе. – Прим. «АиФ») – это памятники очень интересные по своему материалу, достаточно широко известные в научном сообществе.

- Вы давно приезжаете в Смоленск. Меняется ли он со временем?

- Конечно, меняется. Из года в год становится, не в обиду смолянам, менее провинциальным. Он не так резко отличается от Москвы по каким-то своим параметрам. Резкое различие было тогда, в 60 - 80-е годы: то, как выглядят люди, как они одеты, что есть в магазинах. Все эти различия постепенно стираются, сегодня больше отремонтированных зданий. Город чистый, появилось много кафе, где можно перекусить. Раньше все это было как-то проще. В Историческом музее долгое время была закрыта археологическая экспозиция, а сейчас ее вновь открыли, это очень приятно. Художественная галерея переехала в новое помещение... Изменения видны.

- В этом году в очередной раз поднимается вопрос о включении Гнездова в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. По-вашему, насколько это реально в обозримом будущем?

- Я думаю, что в обозримом будущем это маловероятно. Для того чтобы памятник был принят в ЮНЕСКО, нужно подготовить огромный пакет документов, но не это самое главное. Нужно, чтобы состояние памятника соответствовало определенным требованиям, которые выдвигает ЮНЕСКО. Гнездово пока не соответствует этим требованиям. Например, территория памятника должна иметь одного хозяина, а территория Гнездова распадается на муниципальную, федеральную и частную. Границы охранной зоны должны быть обозначены на местности. За памятником должны следить, он должен быть чистым, ухоженным и охраняемым, а этого в Гнездове нет. Заповедник не благоустроен, его границы не обозначены. Боюсь, что все соответствующие процедуры могут занять много времени. Более того, все это требует вложения больших средств.

Справка «АиФ»
Тамара Анатольевна Пушкина.
Родилась в 1945 году в Москве в семье заслуженного военного летчика СССР.
Поступила в МГУ на исторический факультет, потом перевелась на кафедру археологии, которую закончила в 1970 году. Поступила в аспирантуру, в 1974 году защитила кандидатскую диссертацию. Работала в отделе археологии Государственного исторического музея.
С 1980 года работает на кафедре археологии МГУ, доцент.



Новость разместила Олеся Магничук

Лучший подарок на юбилей начальнику или коллеге, это копия картины известного художника. И заказать копию картины их очень просто. Вы можете http://royalreplica.ru/ в недорогом интернет магазине копий картин, всем покупателям дарим скидки и подарки, бесплатная доставка, торопитесь цены снижены!